Детская логика

До определенного возраста дети не берут «на веру» то, что для старших, очень

убедительно доказывается логически.

Вообще «Детская логика» очень своеобразна и значительно отличается от «взрослой». Поначалу у ребенка еще не нет опыта планирования своих действий.

К примеру, ребенок трех лет не может достать предмет, который высоко лежит, хотя для этого ему всего лишь достаточно взять линейку. Его спрашивают: «Чего ты все подпрыгиваешь, лучше подумай, как достать его». – «Зачем думать, нужно доставать»,- отвечает малыш. Правда, в это время дети уже могут рассуждать, но они понимают только то, на что могут опереться в своей жизни.

Когда им нужно что-то обдумать и затем объяснить, они рассуждают так: «Почему нельзя пить из под водопроводного крана сырую воду?» - «Потому что Витя пил и после заболел». – «Почему мяч в воде не потонет?» - «Потому что я его уже бросал, а он не утонул».

Дадим ребенку-дошкольнику несколько картинок с изображением чашки, блюдца, стакана и ломтика хлеба и попросим убрать лишнее, то он, скорее всего, отбросит стакан. При этом его аргумент будет примерно таким, как сказал шестилетний мальчик во время опытов психолога Л.С.Выготского: «Если я буду кушать, то молоко налью в чашку, а хлебом закушу. Стакан здесь лишний». Говоря по-другому, он объединил предметы вокруг знакомой ситуации. Совсем иначе поступит в этом случае школьник, и конечно взрослый: уберет в сторону карточку с изображением хлеба, а все остальные карточки оставит, так как на них нарисована посуда.

Понятия абстракции и обобщения, которые для этого необходимы, дошкольнику почти неведомы. Он не признает никакой теории. Вспомните, как в «Золотом ключике» А.Н.Толстого Мальвина обучает Буратино арифметике? При этом Буратино ведет себя как дошкольник: вместо того чтобы заниматься решением задачи, он заявляет, что не даст «Некту» яблоко, «хоть он дерись». Подобные случаи очень часто описываются разными психологами. Например, при такой задаче: «Папа съел четыре конфеты, а сыну дал две. Сколько они вместе съели?» - малыш, вместо того чтобы решать задачу, возмутится: «А почему он сыну так мало дал? Надо, чтобы было у обоих поровну».