Почему мы забываем? Новая теория предполагает, что "забывание" на самом деле является формой обучения

Проживая свою жизнь, мы создаем бесчисленное множество воспоминаний, но многие из них мы забываем. Почему?

Вопреки общему предположению, что воспоминания просто распадаются со временем, "забвение" может быть не такой уж плохой вещью — так считают ученые, которые считают, что это может представлять собой форму обучения.

Ученые, стоящие за новой теорией, изложенной сегодня в международном журнале Nature Reviews Neuroscience, предполагают, что изменения в нашей способности получать доступ к определенным воспоминаниям основаны на обратной связи с окружающей средой и предсказуемости. Забывание может быть не просто ошибкой, а функциональной особенностью мозга, позволяющей ему динамически взаимодействовать с окружающей средой.

В меняющемся мире, подобном тому, в котором живем мы и многие другие организмы, забвение некоторых воспоминаний может быть полезным, поскольку это может привести к более гибкому поведению и лучшему принятию решений. Если воспоминания были приобретены в обстоятельствах, которые не совсем соответствуют текущей обстановке, их забвение может стать позитивным изменением, улучшающим наше благополучие.

Таким образом, по сути, ученые полагают, что мы учимся забывать некоторые воспоминания, сохраняя при этом другие, которые важны.

Забывание, конечно, происходит за счет потери информации, но все большее число исследований показывает, что, по крайней мере, в некоторых случаях забывание происходит из-за измененного доступа к памяти, а не из-за потери памяти.

Новая теория была предложена доктором Томасом Райаном, адъюнкт-профессором Школы биохимии и иммунологии и Института неврологии Тринити-колледжа в Дублинском Тринити-колледже, и доктором Полом Франклендом, профессором кафедры психологии Университета Торонто и Больницы для больных детей в Торонто.

И доктор Райан, и доктор Франкленд являются стипендиатами канадской глобальной исследовательской организации CIFAR, которая обеспечила это сотрудничество в рамках своей программы развития детей и мозга, которая проводит междисциплинарную работу в этой области.

Доктор Райан, чья исследовательская группа базируется в Институте биомедицинских наук Тринити (TBSI), сказал:

"Воспоминания хранятся в ансамблях нейронов, называемых "клетками инграммы", и успешное запоминание этих воспоминаний предполагает реактивацию этих ансамблей. Логическим продолжением этого является то, что забывание происходит, когда клетки инграммы не могут быть реактивированы. Сами воспоминания все еще существуют, но если конкретные ансамбли не могут быть активированы, они не могут быть вызваны. Это как если бы воспоминания хранились в сейфе, но вы не можете вспомнить код, чтобы его открыть.

"Наша новая теория предполагает, что забывание происходит из-за перестройки цепи, которая переключает клетки инграммы из доступного состояния в недоступное. Поскольку на скорость забывания влияют условия окружающей среды, мы предполагаем, что забывание на самом деле является формой обучения, которая изменяет доступность памяти в соответствии с окружающей средой и тем, насколько она предсказуема ".

Доктор Франкленд добавил:

"Существует множество способов, которыми наш мозг забывает, но все они действуют так, чтобы затруднить доступ к инграмме — физическому воплощению памяти".

Говоря о случае патологического забывания при болезни, доктор Райан и доктор Франкленд отмечают:

"Важно отметить, что мы считаем, что это "естественное забывание" является обратимым при определенных обстоятельствах, и что при болезненных состояниях, таких как, например, у людей, живущих с болезнью Альцгеймера, эти естественные механизмы забывания нарушаются, что приводит к значительному снижению доступности клеток инграммы и патологической потере памяти".