Сообщение пресс-службы

по вопросу дефицита территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ТП)

В связи с распространенной Счетной палатой РФ информацией Минздрав России сообщает.

ТП включают в себя, во-первых, базовую программу обязательного медицинского страхования, то есть средства фонда обязательного медицинского страхования ( ФОМС), и, во-вторых, региональный компонент, финансируемый из бюджета субъекта РФ.

Финансовое обеспечение Программы государственных гарантий в части базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) с 2013 года осуществляется за счет средств бюджета ФОМС без дефицита. При этом в части, финансируемой за счет средств региональных бюджетов, сохраняется дефицит.

Минздрав России предпринимает последовательные усилия по организации эффективной работы на данном направлении. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время полномочия по организации оказания медицинской помощи, а также по ее финансовому обеспечению в региональных медицинских организациях относятся к полномочиям субъектов РФ. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности Минздрава России в части корректировки нерациональных решений региональных властей.

С тем чтобы обеспечить должный контроль за ситуацией, по инициативе Министерства был разработан и принят 28 ноября 2018 года Федеральный закон № 437-ФЗ, уточняющий порядок работы над тарифными соглашениями, которыми в регионах утверждаются тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС. Тарифные соглашения ежегодно заключаются между органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными ФОМС, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).

В соответствии с внесенными изменениями с 1 января 2019 года тарифное соглашение в пятидневный срок после дня его заключения направляется в ФОМС для принятия решения о соответствии этого соглашения базовой программе ОМС. В случае если федеральным фондом ОМС сделан вывод о несоответствии тарифного соглашения базовой программе, представители сторон тарифного соглашения обеспечивают внесение в него соответствующих изменений и повторно направляют в Федеральный фонд.

По вопросу увеличения младенческой смертности в регионах

По имеющимся данным, за 10 месяцев 2018 года младенческая смертность в России достигла исторического минимума – 5,0 случая на 1 000 рождений. При этом необходимо отметить, что динамика данного показателя в регионах на протяжении всей истории носила различный характер. В то же время утверждение о росте смертности в отсутствии детальных пояснений о причинах этого роста дает искаженную картину по данной проблеме.

Так, например, в 2017 году младенческая смертность повысилась в 23 субъектах РФ. Однако при этом в восьми из них она уже была ниже общероссийского уровня. В таких случаях рост показателя возможен не по причине существенного роста числа смертей, а по причине снижения числа рождений (так как показатель рассчитывается на 1 000 родившихся) или же в связи с действием закона малых чисел, когда даже одна смерть увеличивает относительное число смертей).

Отметим, что из указанных 23 субъектов РФ за январь – октябрь 2018 года младенческая смертность снизилась в 18 субъектах, осталась неизменной в трех и повысилась в двух субъектах, причем до уровня также ниже среднероссийского.

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации